Эмодзи в переписке может означать согласование условий договора

Летом 2023 суды РФ создали важный прецедент в сфере договорного права. Эта судебная практика напрямую связана с использованием эмодзи при заключении договоров. В судебных актах много интересного и прогрессивного, поэтому сегодня хочу рассказать о них и помочь вам извлечь пользу на будущее.

С чего всё началось?

Покупатель и продавец (оба предприниматели) заключили договор поставки мобильного киоска. Покупатель оплатил аванс, но так и не получил мобильный киоск в согласованный срок. Он захотел расторгнуть договор и вернуть деньги.

Претензионная процедура не привела к желаемому результату. Покупатель обратился в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения и процентов.

В чем суть спора?

В договоре стороны признали юридическую силу всех документов, тексты которых получены по электронной почте и WhatsApp. Электронные адреса и номера телефонов также согласовали.

Также стороны согласовали, что цвета нижней и верхней части киоска комбинированные, утверждаются сторонами дополнительным соглашением к договору до 30.04.2022, в соответствии с таблицами цветов RAL.

06.04.2022 покупатель и поставщик вели переписку в ватсапе в целях согласования цвета нижней и верхней части киоска.

Содержание переписки:

Поставщик: Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне».

Покупатель: 👍🏽

Покупатель посчитал, что стороны согласовали цвета в ватсапе. Поэтому далее поставщик должен исполнить договор в срок. Поскольку поставщик не исполнил договор, покупатель утратил интерес к сделке и требовал деньги обратно в виде неосновательного обогащения.

Поставщик возражал. Его позиция: цвета должны быть согласованы дополнительным соглашением, а не в ватсапе — и он несколько раз предлагал это сделать. Поэтому нужно подписать-таки это ДС, чем досогласовать предмет договора и установить новые сроки поставки киоска.

Поставщик полагал, что с его стороны нет никаких нарушений – в просрочке виноват покупатель, который не подписывает ДС и необоснованно ссылается на переписку в ватсап.

Что решили суды?

Судебное дело было рассмотрено в двух инстанциях.

Требования покупателя были удовлетворены. Суд первой инстанции признал условия договора о цвете киоска согласованными в ватсапе, взыскал неосновательное обогащение и проценты в пользу покупателя.

Поставщик не согласился с решением и подал апелляционную жалобу. Однако суд апелляционной инстанции оставил первоначальное решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Все решения вступили в законную силу.

Интересные доводы поставщика в апелляционной жалобе

Поставщик утверждал, что даже в случае принятия судом электронного волеизъявления, оно должно быть выражено явно. Эмодзи допускают слишком большой спектр интерпретаций, и в законодательстве нашей страны не наделены юридической силой.

Поставщик утверждал, что из предоставленной переписки нельзя однозначно и конкретно установить:

  • В какой части кузова и какого размера должна быть желтая полоска?
  • Желтая полоска должна быть одна или несколько?
  • Горизонтальная или вертикальная желтая полоска?
  • На каком белом фоне? (белый цвет имеет множество оттенков, в цветовой таблице RAL).

Все эти данные стороны должны отразить в ДС к договору для окончательного утверждения точной и конкретной расцветки без возможности двусмысленного понимания.

Важные выводы судов об эмодзи и переписке

Довод поставщика о том, что стороны не заключили ДС, не лишают права покупателя требовать возврата денежных средств за не переданный в срок товар.

При этом, апелляционный суд отмечает, что стороны должны были заключить ДС до 30.04.2022. Ответчик не предлагал заключить ДС в виде отдельного документа до 13.07.2022. Он направил уведомление после истечения срока на поставку товара и после получение претензии покупателя о возврате денежных средств.

Из представленной в материалы дела переписки следует, что с 05.04.2022 по 11.04.2022 стороны обсуждали цвет и размеры киоска. 06.04.2022 поставщик написал: «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» и получил в ответ изображение: 👍🏽.

Данный знак в обычно принятом и распространенном понимании при общении посредством электронной переписки означает «хорошо». Поставщик не предложил иного разумного понимаемого значения данного изображение. Хотя он указывал на возможность различных интерпретаций данного изображения.

В последующей переписке значение данного ответа не уточнил, из чего следует, что поставщик воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения.

Также из переписки не следует, что поставщику требовалась какая-то иная информация для исполнения обязательств по договору. Соответствующие доводы были заявлены только при рассмотрении дела в суде.

Поскольку в установленный срок товар не поставлен, покупатель был вправе потребовать возврата денежных средств, данное право прямо предусмотрено ст. 487 ГК РФ, требование покупателя обоснованно удовлетворено судом.

Что полезного можно извлечь на будущее?

1. Судебные акты безусловно прогрессивные. Однако это не значит, что нам нужно бездумно переходить на язык эмодзи для согласования договоров

Судебная практика по данным вопросам еще в начале становления. Плюс для того, чтобы решение по другому спору было именно таким, необходима совокупность таких же обстоятельств.

Важно помнить, что в случае спора ваше дело будет рассматривать другой судья на основании своего внутреннего убеждения и конкретно ваших обстоятельств дела. На первый (особенно не юридический) взгляд, эти обстоятельства могут казаться идентичными. Однако всё может оказаться совсем не так, если добраться до сути.

Если у вас уже сложилась подобная спорная ситуация, данная судебная практика может помочь вашему юристу укрепить и отстоять позицию в суде.

2. Не забывайте в реквизитах указывать именно те электронки и телефоны, посредством которых будете общаться с контрагентом

Также проверяйте, чтобы и ваш контрагент использовал согласованные в реквизитах номера и т.д. Это важно для идентификации сторон и их волеизъявления. В случае спора суд будет устанавливать эти факты.

3. Переписку должно вести уполномоченное лицо: либо руководитель, либо лицо по доверенности

Причину смотрите в пункте 2.

4. Допустим, вы ссылаетесь на то, что для исполнения договора вам не хватало информации из переписки. Что важно учесть?

Нужно, чтобы вы предпринимали попытки уточнить эту информацию, предлагали контрагенту варианты разрешения ситуации (в частности, заключить ДС) и данный факт подтверждался доказательствами.

Также важен временной период, когда вы всё это делали: не после того, как просрочили поставку и получили претензию, а в те сроки, которые указаны в договоре. При разрешении спора суд будет устанавливать данные обстоятельства.

Тексты судебных актов

Первая инстанция

Апелляционная инстанция