Статья о прогрессивной ставке НДФЛ и о том, какой будет налоговая реформа 2024-2025. О том, что делать бизнесу в этой связи. Немного об истории развития подоходного налога в России и о том, как правильно выстраивать налоговое планирование в современных реалиях.
Содержание
- Немного важной истории
- Причины внедрения единой ставки 13%
- Выводы на основе исторической справки
- Про то, что «все уйдут в тень»
- Налоговая реформа 2024-2025
- Как правильно выстроить налоговое планирование
- Если нужна консультация юриста по налогам
Немного об истории развития подоходного налога в России
Это важно разобрать для понимания сути процессов и для того, чтобы делать правильные выводы и совершать правильные действия.
История сбора подоходного налога в России насчитывает 108 лет. В 1916 году, в разгар Первой Мировой Войны был издан закон «О государственном подоходном налоге». Закон устанавливал шкалу налогообложения, которая зависела от дохода и составляла от 7 до 12%. Также законодатель установил необлагаемую налогом минимальную сумму дохода.
Революция 1917 года ввергла страну в управленческий хаос и фактически сделала сбор налогов попросту невозможным. Однако, как только на территории страны установился порядок и возникло новое социалистическое государство, подоходный налог появился вновь.
На протяжении истории СССР можно проследить, как в сложные периоды послереволюционной и послевоенный разрухи он увеличивался, а в более «тучные» года его размер снижался. Важно, что на всём протяжении советской власти он существовал и был дифференцированным по доходу.
Например, к 1984 году ставка налога в зависимости от дохода составляла от 0,7 до 15%; необлагаемый минимум также существовал.
После 1991 года в России также действовала прогрессивная шкала налогообложения, где минимальный доход облагался по ставке в 12%. На доход, который превышал минимальный, граждане платили 20 и 30% соответственно.
Подоходный налог в современной России — причины внедрения единой ставки 13%
В 2001 году, с введением нового Налогового кодекса, в России установили единую ставку в 13% годовых. Эта ставка не зависела и не зависит от дохода гражданина. И эта ставка действует последние 23 года.
Достаточно прозаичны причины, по которым ставка стала единой. Во-первых, это череда кризисов 90-х годов с гиперинфляцией. Данные обстоятельства обесценили санкции за нарушение законодательства и перевели большую часть экономики в серую зону. Поэтому распространилась повсеместная практика совершения расчётов «в конвертах».
Во-вторых, слабые на тот момент возможности фискальных органов по контролю за налогоплательщиками. А также слабые возможности контролирующих органов по контролю фискальных органов, что порождало коррупцию.
Введение «плоской» налоговой шкалы было вынужденной мерой. Государство находилось в тяжелом положении, при котором низкая ставка с перспективой вывода расчётов из тени давала лучшую перспективу, чем высокая ставка с неконтролируемыми расчётами в конвертах.
Самые важные выводы на основе исторической справки
- В России возникновение подоходного налога, а также увеличение ставки всегда было напрямую связано с объективными сложностями военного, послевоенного или переходного времени.
- Из 108 лет истории подоходного налога в России только лишь 23 года существовала не прогрессивная шкала налогообложения. То есть 23 года налогоплательщики жили не по «правилу», а по его «исключению».
За время с 2001 года фискальные органы усилили контроль за налогоплательщиками. Это произошло, в том числе, за счёт развития интернет технологий и соответствующих изменений законодательства. Да и контроль за самими органами перешёл на совершенно другой уровень.
Чего только стоит система документооборота в фискальных органах, построенная на блокчейне, из которой невозможно что-то удалить или потерять. Еще в 2023 году уже никого нельзя было удивить миллионными и миллиардными штрафами за неуплату налогов или контролем за расходами.
Всё это очень важные маркеры, которые показывают, что фискальные органы государства получили в своё распоряжение все инструменты, с помощью которых можно обеспечить сбор налогов по любой ставке.
«Да все уйдут в тень!» — раздался возглас из тени
Заявления некоторых СМИ и общественных деятелей, что в случае повышения налогов «все уйдут в тень» и снова будут «расчёты в конвертах» свидетельствует лишь о том, что эти люди не понимают, о чём говорят.
Во-первых они не учитывают объективные обстоятельства, в которых находится страна во время СВО.
Во-вторых, они совершенно не понимают, что текущие изменения законодательства, а также методы контроля за налогоплательщиками и налоговыми органами не допустят массового ухода в тень. «Закрыть» дело за «мзду» стало невозможным, уплата налогов в России стала неизбежной, как и во многих других странах.
Ну а для тех, кто в этом сомневается, может найти в сети много примеров привлечения к ответственности за правонарушения в налоговой сфере.
Эти примеры не единичные, а системные. К ответственности привлекают лиц «с такими капиталами и связями», которых раньше общественное мнение считало «неприкасаемыми». И те деяния, которые они совершили, общественное мнение долгое время считало «как бы нормальными».
Какой будет налоговая реформа 2024-2025?
На дату написания статьи нет конкретной информации, какой именно будет налоговая реформа.
Однако, обстоятельства, в которых находится страна, напрямую способствуют быстрому осуществлению реформы. Однозначно изменения затронут как физических лиц, так и бизнес. Впрочем, ответственные лица это и не скрывают, публично озвучивая возможные варианты.
Ясно одно: максимальная сумма налога будет применяться к тем, кто получает высокий доход. То есть предпринимателей, инвесторов, рантье, блогеров, творческих деятелей и.т.п. Именно тем гражданам, у которых доходы есть, государство предложит этими доходами поделиться.
В трудные времена так происходило всегда, и нет ни одной причины, по которой сейчас будет как-то иначе. При этом, налогоплательщикам в России крупно повезло изменения в налоговом — законодательные изменения обсуждаются публично. Есть время привести свои дела в порядок и подготовиться.
Важно понимать, что «подготовиться» — это не придумать какой-нибудь «схематоз» в последний момент или уйти в тень. Это не просто ошибочное мнение – это умышленное противоправное деяние, за которое законодательством предусмотрена ответственность. В некоторых случаях – уголовная. Таким путём категорически нельзя идти.
Пора всерьез задуматься о налоговом планировании
Для тех, кто хочет подготовиться к возможным изменениям и сделать это законно, команда юристов Итербиум предлагает услугу по налоговому планированию: как текущему, так и стратегическому.
Это разрешённая законодательством деятельность в рамках финансового планирования, согласно которой налогоплательщик законно может уменьшить размер налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Наша услуга принципиально отличается от схем по уходу от уплаты налогов. И позволяет совершенно законным способом сократить налоговые потери за счёт:
- оптимального использования налоговых льгот, предусмотренных законодательством;
- юридически верного составления документов с целью предотвращения возникновения налоговых споров;
- помощи в подготовке и своевременному предоставлению необходимой отчетности с целью соблюдения требований законодательства.
Налоговое планирование — это не тот процесс, который можно «разложить на пальцах» во время устной консультации. Он требует последовательного подхода.
Если вам нужна консультация юриста по налогам
Юристы нашей компании помогут вам. Для связи пишите нам на электронную почту firma@iterbium.ru или звоните по телефону +7 (499) 113-13-98.
Важное преимущество: работаем онлайн!
Если вы находитесь в другом городе — это не проблема. Наши клиенты находятся по всей России и не только — в компании всё организовано для того, чтобы вы могли получать высококлассную юридическую помощь по налогам онлайн. Подробнее о наших услугах здесь.
Автор: Михаил Новицкий, юрист, руководитель практики налогового и финансового права компании Итербиум